- Родители должны быть особенно внимательны к ребёнку в период адаптации к школе. Рекомендации самые что ни на есть банальные: полноценный отдых первоклассника с обязательными прогулками на свежем воздухе, регулярный режим питания со всеми необходимыми витаминами, спокойный 10-часовой сон (достигается фиксированным отходом ко сну).
- Не загружайте новоиспечённого ученика внешкольными занятиями – кружками, секциями.
- Дома обойдитесь без оценок. Помните, что многие впоследствии гениальные люди не отличались большими успехами в начальной школе.
- Поговорите с ребёнком и объясните, что уже взрослый и что в школе обращаться с ним будут не только так, как он привык раньше.
- Даже если вы каждый день провожаете и встречаете первоклассника, дорога до школы должна быть ему хорошо знакома. Несколько раз не торопясь прогуляйтесь с ребёнком до школьного здания. По пути обратите его внимание на светофоры, подземные переходы, опасные участки пути. На всякий случай научите ребёнка самостоятельно отпирать и запирать дверь. И помните, что он обязательно должен иметь запасной ключ от квартиры.
- В школу будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его утром, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
- Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придётся долго поработать.
- При прощении не напутствуйте ребёнка: «Смотри не балуйся» «Веди себя хорошо», «Чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Лучше будет, если вы пожелаете ему удачи, подбодрите его, найдите несколько ласковых слов. У вашего первоклассника впереди трудный день.
- Встречайте после школы ребёнка спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться впечатлениями, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте его. Если видите, что ребёнок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
- Чаще разговаривайте о вашем ребёнке с учителем. Выслушав его замечания, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
- Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 – минутные «переменки».
- Во время приготовления уроков не «стойте над душой», дайте возможность ребёнку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержите («не волнуйся, «давай разберёмся вместе»), похвала помогут лучше.
- Старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то …». Порой условия становятся невыполнимыми, не зависят от ребёнка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
- Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, разговоры с другими членами семьи.
- Если у вас что-то не получается, возникают трудности во взаимоотношениях с ребёнком, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней и литературу для родителей.
- Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое настроение. Чаще всего это показатели утомления и трудностей в учёбе.
На заметку
Бывает так, что ребёнок отлично учится, и, тем не менее, испытывает серьёзные нервные срывы, которые выражаются в частых заболеваниях. И аспирином здесь вы не обойдетесь. Если вы почуяли неладное с вашим малышом, обязательно обратитесь к школьному психологу.